Белорусские дальнобойщики могут потерять в этом году более 30 млн евро на России

 
12.02.2015

2013 год запомнился белорусским дальнобойщикам снижением рентабельности на фоне прироста валютной выручки. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП), заработок в автобизнесе в позапрошлом году составил в эквиваленте 1,2 млрд долларов (рост на 15% к 2012 году). Рентабельность же снизилась с 5,4% (в 2012 году) до 2,8% (в 2013-ом). В 2014 году спад демонстрировала уже не только рентабельность, но и доходность грузоперевозок.

В январе-ноябре 2014 года заработок от экспорта услуг автотранспорта в денежном выражении составил около 1 млрд долларов (снижение на 0,9% к 11 месяцам 2013 года). Отмечалось снижение рентабельности с 3,6% за январе-сентябре 2013 года до 0,9% за аналогичный период 2014-го.

По перевозчикам ударили взаимные санкции ЕС и России, считает начальник управления экономического развития и информационного обеспечения БАМАП Геннадий Корсак.

«Введение продуктового эмбарго запустило на рынке грузоперевозок цепную реакцию. Объемы перевозок компаний, доставлявших грузы из стран Евросоюза в Россию, снизились, а перевозчики потеряли в заработке», - пояснил начальник управления.

Чтобы сохранить конкурентоспособность на резко сократившемся рынке, дальнобойщики развязали отчаянную войну за клиента, многие в погоне за желаемыми заказами откровенно демпинговали цены. Все это спровоцировало снижение ставок на грузоперевозки.

К настоящему времени ставки упали в среднем на 10-20% по сравнению с 2013 годом (и на 25-30% - с 2011-ым).

Снижение ставок на такую величину, естественно,ударило по доходности грузоперевозок.

При этом, отмечает Геннадий Корсак, в 2014 году имели место другие негативно влияющие на рынок факторы - нехватка квалифицированных кадров, подорожание топлива и проезда по платным дорогам. В целом затраты, связанные с эксплуатацией грузовых автомобилей, в январе-сентябре составили 842,6 млн долларов (рост на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года).

Не исполнены оптимизма прогнозы дальнобойщиков на ближайшее будущее - особенно тех, кто возит грузы из-за пределов «таможенной тройки». Для них в так называемой разрешительной системе произошли необратимые изменения.

После образования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, между странами–участницами введена безразрешительная система в двустороннем и транзитном сообщении. Проще говоря, белорусские игроки рынка, осуществляющие перевозку грузов по территории Беларуси, России, Казахстана, теперь могут совершать неограниченное количество поездок. Однако чтобы перевезти груз в третьи страны или же их них, многоразовые разрешения Европейской комиссии министров транспорта (ЕКМТ) по-прежнему нужны. Все бы ничего, но Россия с этого года урезала количество разрешений ЕКМТ для всех стран, в том числе для Беларуси, для которой их число уменьшилось в четыре раза.

В настоящее время на европейском рынке работают около 12 тыс. белорусских грузовиков. В БАМАП оценили ущерб, который  нанесет отрасли нехватка разрешений. Так, в 2015 году отечественные перевозчики смогут совершить в Россию на 10 тыс. поездок меньше, чем в 2014-ом.

В денежном выражении размер недополученной прибыли составит около 32 млн евро.

«Переменными в формуле выступили: доставка груза тентованным автофургоном (грузовместимостью 82 куб. м) с северо-запада Германии в Москву. При расчете применялись средние ставки на перевозку груза - 2,2 тыс. евро (в Россию) и 1 тыс. (в обратном направлении)», - пояснил Геннадий Корсак.

Специалист отметил, что единственный шанс для перевозчиков выжить в сложившихся условиях - находить альтернативные рынки предложения своих услуг. Так, уже в 2014 дальнобойщики увеличили количество поездок из Беларуси более чем по 20 альтернативным направления, в том числе в Боснию и Герцеговину (рост на 263,9%), Македонию (192,5%), Азербайджан (на 127,1%) и т. д.

Работа на новых, неизученных, направлениях сопряжена с определенными трудностями, и едва ли сможет компенсировать  в 2015 году потери от недополученных от России разрешений. «Для тех перевозчиков, которые продолжат работать на российском рынке, оптимальный вариант – стараться договариваться так, чтобы за один раз совершать поездки на большие расстояния, - добавил представитель ассоциации перевозчиков.

Одна из напастей, которая сегодня не дает покоя многим отечественных грузоперевозчикам, - электронная система сбора платы за проезд BelToll. В Беларуси выдано более 29 тыс. лицензий на оказание услуг по перевозке грузов. Большинство зарегистрированных перевозчиков оказывает услуги исключительно на внутреннем рынке. Те, кто не имел опыта проезда по платным дорогам, в августе 2013 года пострадали от ввода в эксплуатацию электронной системы сбора платы за проезд BelToll. Штрафы за нарушение правил пользования платными дорогами в некоторых случаях  доходили до 80 тыс. евро.

Министерство транспорта и коммуникаций признало, что при запуске системы имели место неполадки в ее работе. Однако в настоящее время огромные суммы списываются со счетов компаний-перевозчиков без согласия их владельцев.

Системы, аналогичные BelToll, действуют в некоторых других странах. Как рассказал Геннадий Корсак, точно так же, как и в Беларуси, на первых порах запуска система бесконтактной оплаты проезда в одной из них система частенько давала сбои. В результате многие перевозчики были незаслуженно оштрафованы. Однако власти нашли оптимальный выход из ситуации - оштрафовало компанию-производителя BelToll на всю сумму штрафов, начисленных дальнобойщикам, с последних - не взяли ни копейки.

Еще в 2013 году БАМАП обратился в Минтранс с предложением отменить повышенный размер платы за нарушения оплаты проезда по платным дорогам, совершенные в 2013 году на стадии внедрения системы. «Сначала обещали отменить, но потом сказали, что пока возможностей сделать штрафную амнистию нет», - пояснил специалист и добавил, что ассоциация периодически напоминает профильному ведомству о своей инициативе, однако речи об изменениях пока не идет. Коптим и будем коптить

В настоящее время в автопарке белорусских дальнобойщиков насчитывается более 6 тыс. автомобилей экологического класса Евро 5 и Евро 6. В Германии и Польше, где действует система, аналогичная BelToll, стоиомсть проезда по платным дорогам варьируется в зависимости от экологического класса автомобиля (для владельцев автомобилей более высокого класса проезд гораздо дешевле).

Такой принцип позволяет не только пополнить бюджет и повысить экологичность дорожного движения за счет снижения вредных выбросов в атмосферу, но и оказать положительное влияние на качество грузоперевозок. Игроки автобизнеса оперативно обновляют свои автопарки и лучше следят за состоянием машин.

В Беларуси все автомобили платят за проезд по платным дорогам одинаково. Изменить ситуацию попытался БАМАП, предложив Минтрансу пересмотреть действующие тарифы за проезд по платным дорогам в зависимости от экологического класса транспортного средства. Однако предложение пока не поддержано.

«Нам сказали, что система BelToll к таким изменениям пока не готова. На аргумент, что в Польше есть дифференциация в зависимости от экокласса, пояснили, что имеется еще одна причина. Дело в том, что в народном хозяйстве страны задействованы автомобили, как правило, невысокого класса», - отметил представитель БАМАП. Это значит, что если разграничение по экоклассам все же введут, состав автопарка придется пересматривать.

При этом в Минтрансе отмечают, что, после детальной проработки, дифференциацию оплаты вполне возможно и целесообразно вводить. Однако назвать хотя бы приблизительно месяц или год введения нового инструмента пока не берутся.

http://www.transportal.by/news/avto/belorusskie-dalnoboyschiki-v-2015-godu-poteryayut-na-rossii-35-mln-evro-110215.html


Возврат к списку