Новости
В текущих экономических условиях вопросы эффективного управления складской логистикой получили особую актуальность. Неудивительно, что все больше компаний внедряют новые технологические решения, так как надеются с помощью автоматизации улучшить бизнес-процессы в логистике и создать некий задел конкурентоспособности на перспективу. Вместе с тем существует большой процент компаний, которые приходят к этому пониманию лишь тогда, когда у них появляются серьезные сложности. Об этих и других тенденциях в сегменте складской логистики рассказала руководитель департамента 3PL Группы компаний PONY EXPRESS Элена Головач.
– Элена Анатольевна, автоматизация складских объектов нужна больше транспортно-логистическим компаниям или грузовладельцам?
– Если говорить о том, подходят ли автоматизированные склады для логистических операторов, то здесь вопрос неоднозначный. Поясню, принятие решения о строительстве и техническом оснащении такого склада напрямую зависит от сроков окупаемости такого проекта и клиентского портфеля провайдера. Не секрет, что автоматизированные склады – это очень дорогое удовольствие. Затраты на их строительство исчисляются в миллионах долларах, а срок окупаемости составляет как минимум 10 лет. При этом такие технические решения, как правило, не являются гибкими, то есть они проектируются непосредственно под бизнес-процессы и товарный поток конкретной компании, которая является клиентом логистического оператора. Таким образом, проект будет иметь экономический эффект и рентабельность в случае, если договор о сотрудничестве между оператором и клиентом будет подписан как минимум на 10 лет. Но в текущих экономических условиях ни одна компания не будет подписывать такие долгосрочные обязательства с логистическим оператором. Соответственно, они не могут гарантировать, что в течение этого срока не сменят оператора. В итоге у логистической компании появляются риски не вернуть свои инвестиции, так как вероятность того, что он сможет найти нового клиента с похожими бизнес-процессами и товарными потокам стремится к нулю.
К тому же владение подобной производственной площадкой, на мой взгляд, ограничивает будущее оператора, делая его зависимым от сотрудничества с конкретными сегментами бизнеса. Иными словами, заставляет играть только на определенной части складского рынка услуг.
Именно по этой причине автоматизированные склады мало интересуют логистических операторов в ЕАЭС. Как правило, такие объекты – это часть производственных площадей, принадлежащих самим товаровладельцам, ритейлерам, производителям тех или иных товаров и пр. Для крупных производственных, дистрибуционных, ритейловых компаний строительство автоматизированных складов может быть спасением, а вот для логистических операторов – лишними затратами.
– Насколько эффективно происходит внедрение малолюдных технологий? Выигрывает ли складская логистика за счет их применения?
– Внедрение малолюдных технологий идет очень тяжело. Во-первых, из-за необходимости существенных финансовых вложений с большим сроком окупаемости, что в условиях российского рынка является очень рискованным решением. Во-вторых, из-за пока еще достаточно дешевой рабочей силы. Хотя, конечно, складская логистика от внедрения таких технологий становится более эффективной. В частности, выполнение операций на складе в таком случае происходит по строго установленному алгоритму, что исключает различные человеческие факторы и различного рода инициативы складских сотрудников. Это приводит к сокращению числа ошибок и повышению уровня предоставляемого логистического сервиса. Кроме того, это существенно снижает себестоимость выполнения операций, что позволяет компании получить дополнительные конкурентные преимущества. И, наконец, за счет внедрения автоматизированных процессов и безлюдных технологий, повышается производительность работы склада, что может позволить компании сэкономить на необходимости расширения инфраструктуры.
– Еще одно нововведение XXI века, которое уже активно используют при работе на складе, но еще не внедрили в логистике – это беспилотные технологии. Как вы считаете, насколько они уже внедрились в бизнес-процессы и приносят ли какой-либо эффект?
– В Западной Европе и в США беспилотные технологии давно стали реальными помощниками в бизнесе, которые позволят максимально поднять экономическую эффективность складской логистики компании. А в России к подобным технологиям пока относятся как к игрушке. Они всем интересны, но к их внедрению пока никто не готов, в том числе из-за стоимости внедрения и больших сроках окупаемости.
– И как дорого, по вашей оценке, обходится внедрение беспилотных систем?
– Конкретные цифры, к сожалению, назвать не могу. Да и потом беспилотных технологий существует очень много и цены у них различаются на порядки. Поэтому в целом оценить не представляется возможным.