Плохая логистика стоит 20% ВВП

 
23.04.2014
Каждый год Россия теряет около 6,5 трлн рублей ($ 180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России. Так что недостатки в логистике и работе транспорта – это, по мнению авторов исследования, едва ли не главное, что мешает экономике расти. 

Аналитики подсчитали, что Россия тратит на транспорт и логистику около 20 % ВВП в год, в то время как Китаю хватает 15 %, а европейским странам – 7–8 % ВВП. Если Россия сократит лишние траты до среднемировых 11 % ВВП, высвободятся гигантские ресурсы – почти половина годового бюджета страны, обещают эксперты. 

Но для того, чтобы добиться этой экономии, нужно для начала немало вложить. Разбираясь в причинах такого немалого перерасхода средств, исследователи приходят к выводу, что в российской системе перевозок нужно почти все менять либо строить систему заново. В подтверждение своих выводов специалисты приводят несколько примеров, указывающих на основные недостатки. По оценкам BCG, спрос на качественную логистику и перевозки в России зашкаливает – рынок растет примерно на 19 % в год. Но спрос намного превышает качественное предложение. К примеру, в таких услугах остро нуждается растущий ритейл, но компаниям приходится самим покупать грузовики и нанимать экспедиторов, то есть заниматься непрофильной работой. 

Одна крупная российская машиностроительная компания рассказала BCG, что в 2008–2013 годах она на 12 % сократила долю железнодорожных перевозок и заменила их автомобильными. Она объяснила это ростом тарифов на железной дороге и ужесточением требований к безопасности перевозок, из-за которых появляются дополнительные сборы и уменьшается вместимость погрузочных платформ. В последние годы участились срывы сроков поставок со стороны железной дороги, а скорость доставки замедлилась до 11–14 км в час. С автоперевозчиками работать дешевле, к ним предъявляется меньше нормативных требований, с ними можно расплачиваться по факту доставки, а не авансом, как с железной дорогой. Данный пример типичен для России, автомобильным транспортом грузы доставляются на расстояние до 2,5 тысячи км, исключая лишь Сибирь и Дальний Восток. А для всего мира это нонсенс – все, что дальше 800 км, дешевле и быстрее доставлять самолетами и железными дорогами. 

В России не хватает складов и терминалов, где товар можно группировать по партиям, распределять по маршрутам или куда его можно перегрузить с машин в ожидании самого удобного авиарейса.Даже в Москве, через которую проходит абсолютное большинство всех маршрутов, складских площадей в 13 раз меньше, чем в Париже. В регионах ситуация намного хуже. В российских аэропортах груз может ждать растаможивания 7 суток – за это время его можно доставить из Амстердама до Москвы на фурах. Из-за этого перевозчикам выгоднее переплачивать и отправлять товар в обход через Финляндию. 

По оценке BCG, до 40 % московских грузов сначала доставляются авиарейсом до Хельсинки, где прохождение таможни занимает не больше суток. Там товар загружают в грузовики и везут в пункты назначения. Для российских авиакомпаний перевозка грузов не является приоритетным направлением. Грузовые самолеты постепенно вытесняются пассажирскими. Там имеются грузовые отсеки, но авиакомпании заполняют их по остаточному принципу – запланировать поставку груза по графику в таких ситуациях невозможно. 

Многие проблемы отрасли в России объясняются тем, что нужна она была главным образом для перевозки сырья, а не сложных машин или продуктов, которые могут испортиться. Но постепенно доля товаров с высокой добавленной стоимостью растет, а сервис не меняется. Руководители крупных компаний, опрошенных BCG, отвечают, что квалификация грузчиков, машинистов и других рабочих не позволяет им должным образом обслуживать доставку ценных товаров. Пытаясь улучшить ситуацию, Россия вкладывает в развитие инфраструктуры по 1,6 трлн рублей в год, что около 2,2 % ВВП. Причем 70 % - это деньги государства. В других странах инвестиций в логистику и транспорт по отношению к ВВП значительно выше, и на две трети это частные средства. BCG предлагает России активизировать программы государственно-частного партнерства и привлечь в отрасль как можно больше новых инвесторов – строить платные дороги, высокотехнологичные терминалы, модернизировать железные дороги. По оценке экспертов, в ближайшем будущем рынок транспортно-логистических услуг продолжит расти на 15 % в год. 


Возврат к списку