Новости

 
10.10.2017

В проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» (Европа–Китай)  есть пока плохо оцененные риски формирования ниши спроса в грузовом движении, необходимы расчеты различных сценариев развития транспортной системы, считает эксперт управления стратегического и отраслевого анализа Евразийского банка развития Наталья Гастон.

Проект, являющийся для стран ЕАЭС новым опытом, потребует разработки и согласования новых для этого рынка типов подвижного состава и технологических регламентов. В иерархии видов грузового транспорта по соотношению стоимости и времени доставки ВСМ может занять нишу между авиацией и морским транспортом. Отмечая ряд преимуществ морской доставки грузов, среди которых вместимость, стоимость и прозрачность международного морского права, аналитик напоминает, что сухопутные перевозки значительно быстрее. Более близким конкурентом ВСМ «Евразия» по соотношению стоимости и скорости может стать авиация. Тем не менее, масштаб этого рынка на пространстве ЕАЭС пока очень мал.

Устойчивая ниша грузов для ВСМ еще не сформировалась – проект предвосхищает спрос. Заявленные капитальные затраты в проекте на российском отрезке составляют 3,58 трлн руб. Если 50% объемов ВСМ будет обеспечиваться грузовым движением, даже при стоимости привлечения финансирования под 4-6% инфраструктурная составляющая тарифа в грузовом движении в транзите может составить от 6 тыс. до 9 тыс. руб. за одну тонну груза, в пересчете на условный контейнер 20 т – 2-3 тыс. долларов за контейнер, не включая прочие расходы.

Потенциальные грузы ВСМ – товары высокой добавленной стоимости. Сегодня общий объем этих перевозок составляет менее 1% общего объема погрузки РЖД. По данным ПАО «Трансконтейнер», объемы контейнерного транзита в 2016 г. достигли 258 тыс. TEU. В случае увеличения существующего транзита контейнеров (в два или три раза) до 10-12 млн т в масштабе деятельности РЖД, эти объемы не превысят 2-3% погрузки на существующей инфраструктуре в той же нише спроса, на которую может претендовать ВСМ.

Проект ВСМ «Евразия» соединит Европу и Китай. Общая протяженность магистрали составит 9447 км (расстояние Пекин – Москва – Берлин), из которых по территории РФ – 2366 км. Общие капитальные затраты на строительство участка Брест (Беларусь) – Достык (Казахстан) составляют 7,08 трлн руб., участка Достык – Урумчи (Китай) – 0,76 трлн руб.

http://www.baif.by/

Возврат к списку